Ландшафтный дизайн

История ландшафтного дизайна.

Ландшафтный дизайн или садово-парковое искусство насчитывает за своими плечами не одну тысячу лет. Это уникальное направление культуры присуще практически любому народу, вне  зависимости от той или иной местности, где он проживает или от временного отрезка. Окружать себя растениями и камнями по своему выбору люди начали еще в далекие времена. Просто все богатство природы не могло удовлетворить стремление человека окружить себя удобной в использовании красотой.

Самые древние примеры ландшафтной архитектуры располагались в Египте и на Ближнем Востоке. На древних изображениях египтян можно найти не только изображения жрецов, гуляющих среди деревьев, но и вполне грамотные проекты обустройства небольших садиков. На Востоке сад был мерилом благосостояния человека. В своем саду они культивировали красивые цветы с сильным ароматом. Египтяне выращивали садовые лилии и ирисы, ландыши и левкои. В прудах росли разнообразные нимфеи, в том числе и знаменитый голубой лотос. В более поздний период, во время царствования Клеопатры, в садах Египта цвело огромное количество роз. Нет сомнений, что основные принципы египетского ландшафтного дизайна сформировались в многочисленных храмовых комплексах. Храмов ые дворы представляли собой систему террас и портиков. Очень часто через все этажи шла сложная система оросительных каналов, и на каждой террасе был разбит цветник, окружающий маленький пруд, или росли деревья и кустарники. В храмовых садах разбивались широкие пальмовые аллеи, которые были весьма удобны для проведения процессий и религиозных обрядов.

Другой тип садового дизайна зародился в Фивах. Это был процветающий торговый город, отличающийся свободой нравов. Каждый уважающий себя древний фиванин имел в своем дворе небольшой бассейн со скромной коллекцией нимфей. Часто в нем селились водоплавающие птицы. Садовая пергола широко используется в дизайне, она тянется через весь двор и густо увита виноградом. Беседка для отдыха увита розами, часто двух или трех сортов.

Современники египтян, древние вавилоняне и ассирийцы, пошли другим путем. Они просто разбивали клумбы на фоне зарослей диких кустарников, строили очень красивые павильоны и портики и проводили довольно совершенные системы оросительных каналов. Древние ассирийские цари взяли за правило коллекционировать в своих садах и парках диковинные растения и животных со всех концов света.

Характерной особенностью архитектуры Двуречья был зиккурат. Он представлял собой массивную сплошную ступенчатую пирамиду. Террасы зиккурата озеленяли и устраивали на них маленькие пруды и беседки. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса. Основными обитателями террас были цветы и небольшие кустарники.

Значительно развилось искусство создания ландшафтных парковв Персии. Парки для охоты заселяли львами, кабанами и прочей дичью и называли их парадизами. Охотиться древние персы любили с комфортом, поэтому в парках были живописно разбросаны богато украшенные павильоны, вокруг которых располагались цветники и фонтаны. Именно персы начали практиковать посадку и стрижку живых изгородей. С их помощью они разбивали парк на несколько зон, где пытались воссоздать участки различных ландшафтов. Именно в Персии начали культивировать сирень, тюльпаны и нарциссы.

Индия. Кроме роскошных дворцов с традиционной системой террас и бассейнами из цветного мрамора, Кашмир славился своими плавучими садами. Это были плоты длиной до 10 м и шириной около 3 м. Ухаживать за такими садами приходилось с лодок. В горных районах Индии и на Тибете издавна процветала культура сада с лекарственными растениями. Лекарственные травы выращивались в основном монахами — теми самыми, что сформировали могучую систему тибетской медицины. В первый период распространения буддизма в Индии началось возведение садов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. В парках были изумительной красоты водоемы с легкими ажурными беседками и разбитыми с учетом принципов дзэн цветниками. Индийские мусульмане строили прямоугольные дворы, обнесенные высокими стенами, вероятно для того, чтобы никто не мог подсматривать за обитательницами гаремов. В центре двора воздвигали четырехугольное или восьмиугольное здание под куполом, строго поделенное на мужскую и женскую части. В саду в геометрическом порядке высаживались плодовые и вечнозеленые деревья. Перед фасадом здания расположен облицованный мрамором узкий канал, вдоль которого стоят стройные ряды кипарисов, а террасы украшали многочисленные роскошные цветники.

Древние китайцы развивали искусство ландшафтной архитектуры параллельно с ассирийцами и вавилонянами. В устройстве садов и парков прослеживается влияние главенствующих духовных учений: буддизма, даосизма и конфуцианства. Древние китайцы глубоко почитали природу своей земли и стремились воспроизвести наиболее характерные пейзажи. Композиция парков основана на воссоздании природных ландшафтов Китая. Сад представлял собой цепь взаимосвязанных символов духовной жизни, хотя на первый взгляд казался просто маленьким уютным уголком без излишней роскоши и затейливости.

Правда, ничего подобного нельзя сказать об императорских садах, как и везде они являлись символом могущества и поражали своей роскошью и грандиозностью построек. В парках знатных вельмож можно увидеть павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями, которые связывали их в единый комплекс. Обязательный элемент китайского сада- вода.

Садово-парковое искусство Японии. Япония не может похвастаться обилием огромных ландшафтных парков. Даже императорский парк в древней столице выглядел довольно скромно по сравнению с владениями некоторых китайских царедворцев. Поэтому японцы отточили мастерство создания миниатюрных ландшафтов.

На садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония, которая перешла в повседневный обиход японцев из монастырских традиций. Как правило, она происходила в специальном чайном павильоне с удобной низкой мебелью. Чайный павильон освещался традиционными фонарями, часто его украшала композиция из ирисов — икебана, находящаяся в специальной нише — токонома.

Павильон располагался в укромном уголке сада, желательно поблизости от водоема, к нему вела узкая петляющая тропка, дабы человек, созерцая красоты сада, сумел настроиться на восприятие церемонии.

Устройство миниатюрных садов буквально на пятачке земли отточило искусство выращивания карликовых деревьев — бонсай. Карликовые деревья растут медленно, но японцы тоже никуда не спешат. Для воссоздания храмового сада на блюде они используют карликовые деревья, и миниатюрные модели храмов, и самые настоящие водопады.

В 10 – 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 – 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад – присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В раннем Средневековье все больше людей селилось в городах и сама жизнь города становилась более оживленной. В то же время это привело к упадку традиций обустройства общественных парков. Теперь сад был скрыт от чужих глаз высокой оградой и чаще всего имел утилитарное назначение. Даже обладатели солидных земельных участков ограничивались устройством маленького перистиля по римскому образцу, а о водоемах и фонтанах забыли на несколько веков. Декоративные растения разводили только в монастырских садах, которые разбивались в соответствии со строгими геометрическими расчетами.

Эпоха Возрождения знаменовалась возвращением интереса к садово-парковому искусству. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями. Начиная с 1530 года в архитектуре Италии формируются два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, было предтечей классицизма в Европе. Барокко в садово-парковом строительстве утвердилось в XVI веке и стало искусством разбогатевшей буржуазии. В композиции сада появился новый элемент — радиальные аллеи, тогда как в виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратная и ромбовидная разбивки территории. В моду входят круглые и полукруглые посадки цветов й кустарников с сохранением изобилия водных элементов, лестниц, лоджий и скульптур. Характерным было изобилие резного камня, рельефы и горельефы украшали стены, по перилам лестниц шел затейливый фриз.

Во Франции очень сильно ощущалось влияние итальянского Ренессанса, и укрепляющее свои позиции торговое сословие стремилось окружить себя атрибутами достатка и высокого общественного положения. Но более суровые религиозные жители Франции не ставили в своих садах обнаженных скульптур, реже использовали колонны и вазы, предпочитая геометрически правильные клумбы и менее затейливые живые изгороди из местных кустарников. Центром парка считались обширные цветочные партеры. Характерными элементами французских садов были широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами.

С расцветом капитализма в Англии появляется новое направление — пейзажные парки. Деревья и кустарники росли группами без какого-то геометрического порядка, а украшением этих печальных парков служили стилизованные античные руины, надгробья и урны. Предпочтение отдавалось деревьям с плакучими кронами и высоким пирамидальным деревьям. Неширокие аллеи извивались без всякой системы, огибая группы кустарников и большие овальные клумбы. Медленно журчащая вода стекала в окруженный плакучими ивами пруд с простой беседкой на берегу.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 – 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 – 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”.

Сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады  (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.


 

Добавить комментарий